Четвёртый Симпозиум Нитобе, Вильнюс, 30 июля – 1 августа 2005:

Лингвополитические аспекты расширения Европейского Союза

Заключительный документ

 

Контекст

Среди множества вопросов, поднявшихся с увеличением числа членов Евросоюза, есть и вопрос о языках. Хотя Римский Трактат предусматривал равенство статуса национальных языков в институтах ЕС, значительно возросли преграды для осуществления этого принципа в нынешней ситуации, где 25 государств-участников с 21 официальными языками, более 25 региональных языков и языков меньшинств и много довольно больших языковых сообществ иммигрантов, все с самым разным числом говорящих. Без внимательного, систематического и хорошо финансируемого подхода к администрированию многоязычного характера ЕС языки и культурные ценности каких-либо из более мелких государств и негосударственных языковых групп могут подвергнуться угрозе, с последующей компрометацией новых особенностей конфликта и борьбы внутри и между нациями.

Заботы

Участники симпозиума сообща выразили крепкую поддержку процессу европейской интеграции, и особенно стремлениям развить справедливое, демократичное и высококачественное общение между всеми европейцами. Они также разделили уверенность, что современная языковая политика ЕС, как в самих институтах ЕС, так и на уровне национальных правительств, неадекватна для достижения этих целей. Следующие проблемные тенденции кажутся широко распространившимися в странах ЕС:

-         невнимание к языковым вопросам в политическом аспекте в областях, как, например, высшее образование, научные исследования и средства массовой коммуникации, с негативным эффектом в ценностях и потребностях маленьких наций и ненациональных языковых общин;

-         терпимость или культивация норм языковой практики, которые противоречат принципам многоязычия и языкового равенства, часто создавая ситуации, в которых люди с ограниченным или без владения английским языком не могут принимать участие наравне в решениях политических процессов в ЕС;

-         чрезмерная зависимость от существующих языковых институтов и идей, которые не развиваются для сопоставления вопросов в европейском и всемирном контекстах – тенденция, которая усиливает устойчивое отсутствие языкового сознания и специальных лингвистических сведений в правительствах на всех уровнях;

-         заметное сокращение обучения другим языкам, кроме английского, уменьшающее шансы того, что европейцы придут к глубокому пониманию и уважению культуры соседних стран, и усиливающееся чрезмерное присутствие британских и американских культурных продуктов в ЕС;

-         уклонение от открытого публичного обсуждения языковой политики, и особенно от реальных альтернатив нынешней ситуации официального, но сомнительного качества, многоязычия, связанного с нерегулируемым и неравноправным распространением английского языка.

В контексте Европейского Союза из 25 членов, участники симпозиума считают, что эти лингвополитические слабости имеют тенденцию подрывать языки более мелких государств. Докладчики симпозиума обратили внимание на существование значимых экономических и политических нагрузок, навязанных нынешней системой говорящим на этих языках, а также выразили опасение, что это ещё долго будет приводить к потере статуса и жизненности всех языков, включая и самые большие.

Направления деятельности

Хотя участники симпозиума защищают широкую гамму идей и приоритетов в рассмотрении этих проблем, они пришли к соглашению о следующих пяти основных направлениях деятельности:

1.      Общие рамки. Нужны конструктивные, реалистичные лингвополитические рамки для Европейского Союза 25 стран, которые должны уравновешивать защиту и ценность языкового разнообразия с необходимостью эффективного, высококачественного общения между всеми гражданами ЕС. Участие обширной гаммы индивидов и институтов, представляющих многие различные перспективы и интересы, будет непременно нужно, чтобы реализовать такое видение.

2.      Общественное и политическое обсуждение. Чтобы осуществить необходимую политическую волю в поддержку этим общим рамкам, нужно гораздо больше забот, чтобы повысить уровень и интенсивность общественного и политического обсуждения языковых вопросов. Недостатки нынешней системы, вложенные интересы которые поддерживает её, и совокупность позитивных политических альтернатив нуждается в словах в способах, которые делают возможным обсуждение среди обычных людей, журналистский репортаж, и конкретные выступления со стороны выбранных депутатов. Важно развивать продолжительные политические группы интересов и коалиции, чтобы устремиться к языковому равенству, разнообразию и жизнеспособности.

3.      Различные решения. В развитии общих лингвополитических рамок нужно уделять внимание хотя бы на следующие пять направлений, из которых каждый мог бы извлечь разные комбинации решений и в какой-то мере разные политические стратегии:

-         внутреннее и профессиональное общение институтов ЕС, которое близко привязывается к профессиональной культуре и самоуправлению самого института;

-         официальное общение институтов ЕС с гражданами и правительствами, которое регулирует политический процесс ЕС, включая государства-члены, Совет Министров, Европейскую Комиссию и т.д.;

-         администрирование языковой ситуации государств-членов ЕС, которое находится под юрисдикцией национальных парламентов и, наконец, отвечает демократическому процессу;

-         администрирование общения и культурных отношений, внутри ЕС, со стороны огромной гаммы общественных, профессиональных, коммерческих, неправительственных и частных организаций и институтов, у которых языковая политика большей частью самостоятельна, но часто сильно ограничена экономическими и политическими факторами;

-         внешнее общение институтов ЕС и государств-участников с неевропейскими государствами и международными организациями, на которое влияют контексты как всемирные, так и местные, и в свою очередь могут иметь значение для политических решений внутри самого ЕС.

4.      Альтернативные взгляды. Развитие общих рамок, и политических решений в определённых контекстах, получит пользу от гласного общественного обсуждения о конкурентных взглядах на языковое будущее Европейского Союза. Среди взглядов, ожидающих формулировки и выработки, есть такие:

-         взгляды, которые извлекают выводы из различных моделей многоязычия в мире для лучшего понимания динамики и потенциальных сильных и слабых сторон лингвосистемы ЕС, и её место во всемирной лингвосистеме;

-         взгляды, которые определяют и защищают положение малых наций и ненациональных языковых сообществ, и коренных и иммигрировавших, внутри ЕС;

-         взгляды, которые развивают политические средства, чтобы утверждать, что любой широко используемый международный язык не должен подрывать дальнейшую жизнеспособность национальных языков, равное обращение говорящих на них в институтах ЕС, и сохранения культурного разнообразия;

-         взгляды, которые исследуют потенциальную роль Эсперанто в общих языковых рамках ЕС, особенно в отношении их экономических преимуществ, как поворотный язык в обращении и переводе, его эффективность в качестве введения в изучение языков, и их заслуги на поле межкультурного общения;

-         взгляды, которые проецируют будущее развитие языковой и коммуникационной технологии и новых систем обучения иностранным языкам, а также их потенциальные следствия в изучении языков и использования в ЕС.

5.      Политическое и специальное сотрудничество. Четвёртый нитобский симпозиум составил один из первых случаев, где политики и специалисты из большинства государств увеличенного ЕС могли обсуждать общие заботы и приоритеты в области лингвополитики и общения. Прогресс в вопросах, очерченных здесь, будет зависеть от дальнейшего и расширяющегося сотрудничества такого рода, включая следующие:

-         регулярные встречи, и на уровне ЕС, и среди различных государственных группирований, например, в форме лингвополитической конференции для менее больших стран ЕС, как предлагалось на Симпозиуме;

-         дальнейшее общение посредством электронной почты, а также другими средствами, с целью привлечения растущего числа ключевых индивидов в академическую, бюрократическую и политическую среду стран ЕС, для развития общих решений общих языковых проблем.

Развитие ЕС в комплексной, новой форме международного сотрудничества требует новых подходов к администрированию многоязычия и действенного, равного общения. Развитие способностей в этой области, в форме новых идей, компетентных специалистов и институтов, это крайне необходимый приоритет, который заслуживает внимания и средств национальных правительств, так же как и институтов ЕС.

Признания

Участники Четвёртого Симпозиума Нитобе хотят поблагодарить организаторов и сторонников этой первой встречи, и особенно литовский парламент, за любезно предоставленные зал заседаний и службы перевода, а также Esperantic Studies Fondation (Вашингтон, США) за его щедрую финансовую поддержку.

 

 

Hosted by uCoz