Пекинская декларация
89-й всемирный конгресс Эсперанто,
прошедший в Пекине (Китай) с 24 по 31 июля 2004, в котором приняли участие 2031
человек из 51 страны,
рассмотрев тему «Равенство языков в
международных отношениях»,
отмечая, что в 2004 году отмечается
50-летие официальных отношений между Всемирной ассоциацией эсперантистов (UEA) и Юнеско,
помня, что резолюциями Юнеско
отмечены результаты, достигнутые Эсперанто в деле интеллектуального международного обмена и для
сближения народов мира и признано, что эти результаты отвечают целям и идеалам
Юнеско,
отмечая «Доклад о развитии человека
2004» программы развития ООН, в котором утверждено,
что свобода выражения и использования языка нерасторжимы,
высоко оценивая деятельность
китайского правительства, которое, нацеливаясь на более справедливый и
разнообразный доступ к международному взаимопониманию, поддерживает
преподавание и использование эсперанто, в соответствии с духом резолюций
Юнеско,
ЗАЯВЛЯЕТ
- что демократическое и равноправное
общение в международных отношениях является существенным для международного
взаимопонимания и мирного сотрудничества на основе равных языковых отношений,
- что необходим новый международный
порядок, который бы гарантировал равенство, разнообразие и демократию в языках
и эффективное общение между нациями и другими группами людей разных языков,
т.к. в современном мире языковая ситуация, с растущим превосходством одних
языков над другими, не позволяет реализовать эти принципы.
- чтобы нейтральный общий язык был
стержневым элементом в этом порядке, для достижения единства в разнообразии
между разными языками и культурами на международном уровне,
- что следовательно, международный
язык Эсперанто, доказав за более чем сто лет свою полезность и практичность,
заслуживает серьёзного рассмотрения международными организациями, государствами
– их участниками, и всеми людьми и организациями доброй воли, которые уважают и
желают мира и мирного взаимопонимания в духе равенства в нашем сегодняшнем
мире,
- что для создания нового
международного языкового порядка, который будет способствовать международному
пониманию и миру в мире, необходимо усиленно поддерживать введение Эсперанто в
школы, в соответствии с духом резолюций Юнеско, т.к. это облегчает изучение языков
вообще и предполагает интернациональный доступ в мир.